Но взял он
меч, и взял он щит,
Высоких полон
дyм.
В глyщобy пyть
его лежит
Под дерево
Тyмтyм.
Он стал под
дерево и ждет,
И вдрyг
граахнyл гром —
Летит yжасный
Бармаглот
И пылкает
огнем!
Раз-два,
раз-два! Горит трава,
Взы-взы —
стрижает меч,
Ува! Ува! И
голова
Барабардает с
плеч.
О светозарный
мальчик мой!
Ты победил в
бою!
О
храброславленный герой,
Хвалy тебе
пою!
Когда они выбрались на твердую дорогу, было уже далеко за
полдень. Багровый, затянутый дымкой косматый шар солнца готов был вот-вот
упасть за острые верхушки елей ближнего леса. Навскидку, до него оставалось
пару часов пути. Там, конечно, будет прохлада, мягкая трава, там перестанут
кружить в белесом небе над дорогой ястребы и воронье – не увидят, не донесут, —
там, в лесу, будет легко и спокойно… и кончится вот эта замечательная дорога,
вымощенная охристой мелкой плиткой… с ума сойти, кто же может себе позволить
вот такие дороги посреди чистого поля… кончится легкая дорога, потянутся лесные
просеки, перевитые, будто вспухшими венами, древесными корнями, с промоинами
луж после вчерашнего дождя, с комарьем.
Не будет никакого отдыха.
И лесного ручья не будет тоже.
Ты не напьешся до тех самых пор, пока вы не дойдете до
границы.
Ты так и будешь толкать эту проклятую телегу, помогая
двум тощим лошаденкам тащить их горький груз.
На заднем дворе этого же дома нашлась телега – на
удивление целая. Как будто кто-то нарочно оставил ее для них, чтобы они могли
завершить свое страшное дело.
И вот теперь они едут.
То есть на самом деле они идут позади телеги,
подталкивая ее на дорожных ухабах, идут уже второй день подряд, спотыкаясь и
слабея с каждым шагом, старательно притворяясь друг перед другом, что полны сил
и решимости довести все до конца.
Конечно, сейчас им намного легче, чем было до того, как
нашлись две эти полудохлые клячи. Тогда в их распоряжении были всего лишь
сооруженные из елового лапника, плащей и кожаных ремней волокуши, а на
вымощенную желтыми плитами дорогу они тогда еще не вышли, и при одном
воспоминании о том, как это все было,
хотелось плакать.
Впрочем, сейчас плакать хочется не меньше.
— Не могу больше, все. – В изнеможении Алиса опустилась
в траву на обочине дороги.
— Что-о?
— Что слышал. Не могу. Это все не имеет никакого
смысла. Он, наверное, умер уже. Или все равно умрет раньше, чем мы дойдем.
— Иди посмотри, — невозмутимо велел Шляпник. Он вел
себя так, как будто не было для него ни этого пути, ни всего, что случилось до
того. И если бы не изорванная одежда, не грязное лицо и руки, можно было бы
подумать – он только что вышагнул из своего собственного мира. Мира, где нет
никакой войны, где всегда пять часов и время пить чай.
И шляпу свою он тоже давно потерял.
— Кто пьет чай, тот отчается, — сказал Шляпник, кривя
рот в дурацкой улыбке. – Иди погляди, что там с нашим другом. Не думаю, что он
решил обмануть наши надежды и все-таки помереть. Но кто его знает.
Тихо поскуливая от боли в уставших ступнях, Алиса
все-таки встала. Подошла к телеге, приподняла край полотнины.
Черт бы побрал все на свете.
Он был еще жив.
Дрогнуло кожистое веко, поползло вверх, открывая
синеватый белок глаза; мутный зрачок сфокусировался, и Алиса отразилась в нем,
как в кривом зеркале.
— Видишь, как бывает, — сказал Шляпник. – Когда голова
барабардает с плеч. Это только в детских песенках выглядит радостно.
— Зачем ты тогда его убил?
— Если бы я его убил, тогда он бы умер. Логично? А он
живой. И я очень надеюсь, доживет до границы. Хочешь отдохнуть? Ты выглядишь
усталой. Я могу развести костер. – Он вынул из жилетного кармана часы –
закопченную серебряную луковицу на цепочке, — щелкнул крышкой:
— Сейчас как раз пять часов, будем пить чай.
Маленький костерок, разложенный в стороне от дороги, в
распадке посреди широкого луга, отчаянно дымил и пырхал искрами. Лошадей
распрягли и стреножили, и теперь они бродили в высокой траве и пофыркивали, и
было видно, как они встряхивают гривами, как от каждого их движения взлетают с
земли мелкие ночные мотыльки и теряются в ползущем из распадков тумане.
В узелке, припрятанном в куче тряпья на телеге, как раз
в страшных извивах змеиного хвоста, нашелся жестяной чайник, железная банка с
заваркой и завернутый в относительно чистый носовой платок обломок кускового сахара. Желтый и дырчатый,
как летняя луна на восходе.
— Откуда это все? – удивилась Алиса. Сколько она
помнила, никакого чайника они с собой не брали.
Они вообще не брали с собой ничего, они отступали с
поля боя, как воры, как последние предатели. Потому что если бы хоть кто-нибудь
увидел их и понял, что именно они собираются делать… ни своим, ни уж тем более
чужим это бы не пришлось по нраву.
Они отступали, как трусы, и единственное, что взяли с
собой – это вот его. Это чудище, тяжело вздыхающее на телеге, укрытое рядном,
будто и впрямь покойник, чудище с нелепым именем и еще более нелепой судьбой.
Еще до того, как увидеть его впервые в жизни, Алиса
думала, что он похож… она так и не придумала толком, на кого он может быть похож.
Для этого названия в ее мире не придумали зрительного образа. Длинное
закованное в броню тело с острым гребнем шипов вдоль хребта и таким же шипастым
сильным хвостом, мощные лапы, довольно куцые крылья, тупая морда и пасть,
полная зубов. Все по отдельности не вызывало ни ужаса, ни отвращения, но она
слишком хорошо помнила, как увидела его впервые.
В огненном зареве, изрыгающего пламя. Падающего с
небес, неотвратимо, как судьба.
Он был прекрасен, как может только быть прекрасно
абсолютное зло. Но абсолютным злом он не был.
Он был просто последний, единственный в своем роде.
Нисколько не заслуживающий того, чтобы быть убитым и отданным после на потеху
толпе.
Потому что всякая жизнь и всякая смерть имеют право
совершиться в достоинстве.
— Держи свой чай, — сказал Шляпник, протягивая Алисе
обернутую носовым платком жестяную кружку. – Осторожно, не ошпарься, это
все-таки кипяток. Сахар?
— Скажи еще – лимон и сливки.
— Сказал бы, но нету. Вот потом, когда мы все закончим…
— Мы никогда, никогда ничего не закончим! — она оттолкнула от себя чашку, плеснул
кипяток, по счастью, мимо.
— Тише, дитя! Ты что?! Тише…
Стрекотали в траве кузнечики. Небо на западе было
розовым и нежно-золотым. Как будто никогда и нигде не было войны.
— Мы дойдем до границы и тогда все кончится. Мы его
отпустим, и он будет жить где-нибудь там… в каком-нибудь лучшем из миров.
Здесь-то, сама понимаешь, его убьют. Если не я, то кто-нибудь другой. Прискачет
печальный рыцарь на белом коне, бродячий рыцарь… Посмотри на меня, дитя.
— Я не дитя, — сказала Алиса, поднимая глаза, понемногу
переставая всхлипывать.
Перед ней сидел немолодой человек с очень усталым
лицом. Теперь, без белого грима и нарисованной улыбки, он выглядел растерянным
и нелепым, и невозможно было поверить, что это – тот самый герой, который
сразил Бармаглота… ладно, назовем уже вещи своими именами.
Светозарный мальчик.
Смешно.
— Как тебя зовут? – спросила Алиса. – Я не могу тебя
никак не звать.
— Ты же знаешь, — удивился он. – Шляпник. Меня зовут
Шляпник.
— Это не имя, — возразила она терпеливо. В носу и в
горле было щекотно от невыплаканных слез. – Это профессия. Например, сапожник.
У тебя порвался сапог, вот, — она подергала за растерзанное Бармаглотовыми
когтями голенище. – Если ты его починишь, я смогу звать тебя Сапожник.
— Хорошо, — согласился он так покорно, что Алиса даже
удивилась: всякое видала она от этого человека, кроме покорности. – Тогда
придумай сама.
Она помолчала, глядя в вечереющее небо. Кузнечики
стрекотали тише, и от леса начинало тянуть сырой прохладой. Их сокровище на
телеге дышало глубоко и размеренно, как будто чувствовало, что до границы
осталось совсем ничего, и можно уже не умирать. Как будто эта близкая граница и
впрямь придавала ему сил.
— Допустим, Джон, — сказала Алиса. – Давай я буду звать
тебя Джонни. Тебе, знаешь, идет. Эй, Джонни!
— Эгей! – откликнулся он, впрочем, не слишком весело.
— Вставай, пошли. Хватит чаи гонять. Это пока ты был
Шляпником, можно было пить чай и отчаиваться всласть.
— Ну конечно! – он кряхтя поднялся и принялся
затаптывать костерок. – Шляпник пьет чай.
А Джонни бодро шагает по дороге. Выучил погибель на свою голову…
Не говоря ни слова, Алиса подошла сзади и обняла его за
шею. Неожиданно оказалось, что для этого ей пришлось привстать на цыпочки. Еще
более неожиданным было то, что у Шляпника – то есть у Джонни, да, у Джонни! –
колючая жесткая щека.
— Ты что, дитя? – удивился он, оборачиваясь.
— Молчи, молчи, пожалуйста…
Не было ни мира вокруг, ни неба, ни запаленного дыхания
умирающего зверя.
— Ты спятила, — сказал Шляпник едва слышно, разжимая
объятия.
— Может быть. Знаешь, вот прямо сейчас мне совершенно
все равно. И нет, я не пожалею. Я никогда не пожалею об этом.
Дорога из желтых кирпичей кончилась так неожиданно, что
сперва Алиса даже решила, они просто потеряли путь в сгущающихся сумерках.
Дальше было только ровное поле, черная стена леса по правую руку и синеющее
небо с яркой звездой низко над горизонтом.
Посреди поля торчал полосатый столб. Далеко впереди –
еще один, смутный в наползающем тумане.
— Все, — сказал Джонни. – Мы пришли.
— И что дальше?
— Не знаю. Наверное, разрезать ремни и выпустить его.
Пускай летит.
— И пылкает огнем, — пробормотала Алиса. – Слушай, как
он полетит, если ты почти превратил его в решето. Я вообще не понимаю, зачем ты
с ним бился, если он такой… замечательный.
Шляпник поглядел на нее с недоумением.
— Я же говорю – дитя. А ты не веришь. Неужели ты до сих
пор думаешь, что я именно с ним бился?
Алиса откинула с телеги рядно. Бармаглот не шевелился,
вообще не издавал ни звука, даже, кажется, не дышал. Только смотрел на нее.
Ясный взгляд, в зрачке отражается синее небо и девочка со смятенным лицом и
растрепанными рыжими волосами.
— А с кем?
— С Королевой. Нужно было как-то защищать вас от нее.
Кролика, Чешира, весь этот мир… тебя.
— Уж Чешир бы точно смог сам за себя постоять.
— Не придирайся к словам. Сказки любят точный ход
событий. Сказано – герой должен бороться со злом. Какая разница, кого назначили
на эти роли.
— Мы не роли, — сказала Алиса. Отчаянно хотелось
плакать. Но на сегодня, наверное, уже хватит слез.
Шляпник мягко погладил ее по щеке.
— Поэтому мы с тобой тут. И с ним тоже.
Алиса из-под ладони всматривалась в туман за
пограничным столбом.
— Что с ним там будет?
— Понятия не имею. Там чужая земля. Чужая сказка. Там
ему тоже найдется место. В сказках, знаешь, полным-полно драконов. Будет себе
принцесс воровать…
— И какой-нибудь бродячий рыцарь рано или поздно снесет
ему голову.
— Сказки устроены… своеобразно.
Шляпник отпустил поводья. Алиса могла бы поклясться: он
улыбался. Но то ли сумерки шутили с ней скверные шутки, то ли она просто сильно
устала, но сейчас она не могла разглядеть на его лице даже тени усмешки.
— Поворачивай, — сказала она.
— Что?
— Поворачивай, я сказала! Мы отпустим его здесь.
— Здесь-то его точно убьют.
— Здесь мы с тобой, — напомнила она со сдержанным
ликованием в голосе. – И посмей мне только сказать, что я зря тащилась с тобой
и этим кошмаром через всю Волшебную страну.
И закрыла глаза, чтобы не видеть и не слышать, как
Шляпник сейчас начнет гневаться и возражать.
Стояла оглушительная тишина. Устав ждать, Алиса
взглянула из-под ресниц.
Не было никаких сумерек.
Ослепительный полдень сиял над миром, яркий, как будто
только что сотворенный. Стрекотали кузнечики.
Далеко-далеко, похожий на острую точку в сияющем
зените, парил в небе дракон.
11 мая 2014 год
Минск.
Комментариев нет:
Отправить комментарий